Говорить о существенном недостатке автомобиля можно в следующих случаях:
- Выявленный недостаток является неустранимым, т.е. автомобиль не подлежит ремонту
- Для устранения недостатка нужны несоизмеримые расходы или затраты времени
- Недостаток в автомобиле проявился неоднократно
- После устранения недостаток проявился вновь
Разумеется, наличие вышеуказанных обстоятельств в суде нужно будет доказать.
Неоднократность возникновения поломки и ее проявления после ремонта доказывается соответствующими документами (акты, счета, квитанции, заказ-наряды). Поэтому при сдаче автомобиля в ремонт всегда требуйте выдачи надлежащим образом оформленных и заверенных документов, составления актов и т.д.
Для того, чтобы доказать неустранимость выявленного недостатка, потребуется независимое экспертное заключение, проведенное до суда, либо судебная автотехническая экспертиза на предмет определения характера и причин недостатка автомобиля. Эксперт, после исследования автомобиля, может достоверно сказать, по чьей вине возник недостаток, является ли он производственным и скрытым, возник ли в результате ненадлежащей эксплуатации авто владельцем. Также, эксперт может ответить и на вопросы о том, сколько времени и затрат потребуется для устранения выявленных недостатков, т.е. на восстановительный ремонт, если таковой возможен.
В качестве примера успешного возврата автомобиля изготовителю приведем случай из судебной практики одного из наших юристов:
В процессе эксплуатации автомобиля и в течение установленного изготовителем гарантийного периода гр-ном С. был обнаружен производственный (заводской) и, как следствие, неустранимый дефект лакокрасочного покрытия – недостатки, связанные с антикоррозийной обработкой и лакокрасочным покрытием автомобиля, надлежащее качество которых является необходимым условием для эксплуатации товара данного вида.
А именно, изготовителем была нарушена технология окраски кузова автомобиля -процессе заводской окраски не произведено грунтование кузова автомобиля, что является необходимым условием избежания преждевременной коррозии металла, и, соответственно, оказывает значительное влияние на срок эксплуатации транспортного средства в целом.
Коррозия на значительном количестве частей автомобиля образовалась и проявилась в течение первых полутора лет эксплуатации. Имела место также щелевая коррозия, которая образовывается в местах стыковки металла. Проведенная по делу автотехническая экспертиза показала, что устранение дефектов лакокрасочного покрытия транспортного средства, в частности, щелевой коррозии, путем окраски на станции технического обслуживания, чтобы он соответствовал качеству окраски, заявленному заводом производителем, невозможно.
Эксперты пришли к выводу, что устранение дефектов в местах развития щелевой коррозии может носить только декоративный характер, поскольку без окраски кузова заводским методом (т.е. путем полной разборкой кузова), имеющиеся очаги коррозии не могут быть устранены, и кроме того, будут проявляться в дальнейшем, в том числе в других местах кузова.
То есть было установлено, что изначально заводом-изготовителем была нарушена технология подготовки и окраски кузова транспортного средства, что свидетельствовало о неустранимости недостатка, и как следствие, его существенности.
Судом было постановлено решение о взыскании с изготовителя, к которому был предъявлено исковое требование, стоимости автомобиля с учетом разницы в ценах на день вынесения решения и день покупки автомобиля, а также предусмотренные Законом о защите прав потребителей неустойка, штраф, компенсация морального вреда.
На нашем сайте размещена отдельная статья, посвященная понятию существенный недостаток товара, в которой подробно освещены все аспекты, касающиеся этого вопроса, а также разъяснения Верховного Суда РФ по каждому из критериев, свидетельствующих о существенности выявленного в товаре недостатка.
_____________________
Бухгалтерские и юридические услуги от Бизнес-АРИФМЕТИКА по доступным ценам