Интересно!

А все ли знают права пассажиров поезда?

По этому договору железная дорога обязуется предоставить пассажиру определенную услугу: перевезти его самого и  багаж в пункт назначения, предоставив место в поезде, согласно купленному билету, и обеспечить  за отдельную плату дополнительные услуги ( подать чай или кофе, предоставить постельное белье).


Пассажир же обязуется оплатить проезд и перевозку багажа, если багаж, конечно, превышает допустимые стандарты. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом (билетом), сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией.


Права пассажиров поезда при перевозке багажа


    Вы имеете право бесплатно провозить с собой до 36 кг  ручной клади (багажа), размер которой по сумме трех измерений не превышает 180 см.  Для вагонов с 2-местными купе СВ этот лимит составляет 50 кг на один билет (п. 37 Правил перевозки).


    Если вдруг вес вашей ручной клади превышает установленный лимит, вам необходимо оплатить провоз излишка согласно тарифам на перевозку грузов.


    Ручная кладь, которую вы везете с собой, не должна мешать другим пассажирам, она должна быть расположена в специально отведенных для неё местах . За ее сохранность отвечаете вы сами. Но если везете багаж, который сдаете работникам железной дороги и отдельно оплачиваете его провоз, ответственность за сохранность вещей несет перевозчик.


    Каждый пассажир имеет право за плату перевозить в поездах мелких домашних животных и птиц в специальных контейнерах. Порядок перевозки животных и птиц определяется правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. На перевозку в качестве багажа всей этой живности выдается багажная квитанция, в которой делаются отметки, к примеру, «Собака в клетке».


    Кормление мелких домашних животных, собак и птиц, перевозимых в багажном вагоне, не является обязанностью железной дороги.


Права пассажиров поезда при перевозке детей


    В поездах дальнего следования вы можете провозить бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии со специальным тарифом (п.13а Правил перевозки).


    При провозе больше 1 ребенка до 5 лет пассажир должен дополнительно купить детский билет на каждое место, которое занимается детьми, но не больше двух детей на одно место.


    Пассажир, который перевозит ребенка до 10 лет, должен иметь документ, который подтверждает возраст ребенка.


    Для детей старше 10 лет приобретаются проездные документы (билеты), как для взрослых. Возраст ребенка определяется на день начала поездки.


Категория вагона


Согласно п. 13г Правил перевозки вы можете занимать во время поездки свободное место более высокой категории, но на условиях и в порядке, которые определены правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузобагажа, грузов и багажа ж/д транспортом. Сделать это можно прямо в пути, доплатив разницу начальнику поезда.


На практике это означает, что вы имеете право перейти в купейный вагон из плацкартного или в СВ из купе, доплатив разницу в цене при наличии свободных мест в нужном вам вагоне. И никто вам не может отказать в этом!


Продление срока действия билета


    Вы совершенно законно можете сойти с поезда и остаться в понравившемся вам месте на срок до 10 дней (п. 13д Правил перевозки), то есть продлить срок действия проездного билет на срок до 10 суток, а  по истечению этого срока  вы сможете продолжить свою поездку по маршруту следования без дополнительной платы. Для оформления такой остановки в пути следования и продления срока действия билета, пассажир должен предъявить билет начальнику железнодорожной станции, начальнику вокзала или дежурному по вокзалу, а для возобновления поездки  должен закомпостировать билет на той железнодорожной станции, где была сделана  остановка. Если такой  компостер отсутствует, то пассажир считается безбилетным, но имеет право закомпостировать билет в кассе ближайшей станции, если срок годности его еще не истек.


    В случае, если вы заболели, вы можете продлить срок действия вашего билета на период болезни (п. 13ж Правил перевозки), никаких ограничивающих сроков нет. Но при этом свою болезнь нужно подтвердить документально справкой из лечебного учреждения.


Досрочный выезд


Если вам нужно выехать раньше того времени, которое указано в вашем билете, то вы можете это сделать на основании п. 13з Правил перевозки. Согласно этому пункту вы можете отправиться поездом, который уезжает раньше того, на который были приобретены билеты – при этом делается отметка в ж/д кассе по правилам услуг по перевозке пассажиров, а также грузобагажа, грузов и багажа ж/д транспортом. Естественно, при наличии свободных мест в уходящем ранее поезде.


Опоздание на посадку


Если вы опоздали на посадку в поезд на станции отправления не более чем на 12 часов, то вы имеете право возобновить действие своего билета на другой поезд с доплатой стоимости плацкарты или получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты (п. 13м Правил перевозки). В случае опоздания по болезни или в результате несчастного случая срок опоздания может составлять до 5 дней.


Опоздание на пересадку


Если вы путешествуете несколькими поездами с пересадкой, и вы опоздали на посадку в очередной состав в пункте пересадки по причине опоздания поезда, на котором вы ехали ранее, то вы имеете полное право на возврат полной стоимости билета на ушедший без вас поезд или оформление нового билета на следующий поезд без дополнительной оплаты (п. 13к Правил перевозки).


Отмена или задержка поезда


Если по каким-то причинам отправление вашего поезда задерживается или отменено вовсе, то вы имеете право на возврат полной стоимости проезда независимо от срока возврата билета до отправления поезда (пункт 13и Правил перевозки). То есть вы можете прийти в кассу за 2 минуты до времени  отправления по расписанию, и вам будут обязаны вернуть полную стоимость билета.


В случае задержки отправления поезда или его опоздания на железнодорожную станцию назначения пассажир вправе предъявить претензию об уплате штрафа. За задержку отправления поезда или за его опоздание на станцию назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств,  не зависящих от перевозчика (ст. 110 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ» № 18-ФЗ). При этом задержка отправления или опоздание поезда менее чем на 1 час в расчет не принимаются (п. 76 Правил перевозки).


Помимо штрафа пассажир имеет право потребовать возмещения иных причиненных ему убытков, в том числе упущенной выгоды и морального вреда.


Для этого после получения справки об опоздании поезда вы должны в течение 45 дней подать заявление начальнику станции с копиями справки и билета, причем заявление можно отправить почтой с уведомлением.  Выплатить компенсацию вам должны в течение 30 дней.


Согласно п. 76 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111, уплата пассажиру штрафа не производится по бесплатным проездным документам (билетам), а по проездным документам (билетам), оформленным со скидкой, производится, исходя из уплаченной стоимости проезда.

Отказ в посадке.


Если вам не предоставили места согласно билету, вам обязаны предоставить место в этом же поезде даже из более высокой категории без взимания доплаты. При согласии занять место меньшей стоимости вам вернут разницу. При отказе от замены должны вернуть сумму стоимости проезда со всеми сборами (п. 13е Правил перевозки) или продлить срок действия вашего билета до следующего поезда.

Возврат билетов.


При возврате в железнодорожную билетную кассу неиспользованного билета на поезд дальнего следования вы имеете право (п. 25 Правил перевозки):


— не позднее, чем за 8 часов до отправления поезда, получить обратно средства в размере стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты;


— менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда, получить обратно средства в размере стоимости билета и 50% стоимости плацкарты;


— менее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.

Если билет утерян.


Пункт 28 Правил перевозки гласит, что утерянный или испорченный пассажиром билет на поезд дальнего следования не возобновляется, если он не может быть восстановлен или идентифицирован перевозчиком. В этом случае и средства, уплаченные за билет, пассажиру не возвращаются.


Если пассажир сможет представить перевозчику сведения, которые подтвердят приобретение утерянного или испорченного билета на конкретное место в соответствующем поезде, то перевозчик выдаст пассажиру новый билет взамен утерянного или испорченного, без взимания стоимости проезда.


Возврат средств пассажиру за утерянный билет, который может быть восстановлен или идентифицирован, перевозчиком не производится.


Кстати, утерянный или испорченный билет на поезд пригородного сообщения не возобновляется, и возврат средств за него также не производится.

Пассажир может быть удален из поезда:


  •     работниками органов внутренних дел — если он при посадке в поезд или в пути следования нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров. При этом средства в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимости перевозки багажа не возвращаются;
  •     медработниками — в случае болезни пассажира, препятствующей возможности его дальнейшей поездки или угрожающей здоровью других пассажиров, если нет возможности поместить его отдельно. Пассажир удаляется из поезда лишь на той железнодорожной станции, где имеются необходимые лечебные учреждения. В этом случае перевозчик по желанию пассажира обеспечивает возвращение ему средств в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние за вычетом стоимости плацкарты или делает отметку об остановке и продлении срока действия билета на время болезни, подтвержденной документами лечебного учреждения;
  •     работниками перевозчика, на которых возложен контроль за наличием у пассажиров билетов, — если пассажир проезжает без билета или по недействительному билету и отказывается оплатить стоимость проезда в порядке, определяемом Правилами перевозок;
  •     в иных случаях, установленных законодательством РФ (п. 36 Правил перевозки).


О туалетах на вокзале


Мало кто знает, что  вход в туалет для пассажиров – бесплатный. Пользоваться вокзальным туалетом по билету вы можете за сутки до отправления поезда и в течение суток после прибытия в точку назначения. Кстати, в отличие от поезда паспорт при входе в туалет не спрашивают. Если вы хотите бесплатно пройти в туалет на железнодорожном вокзале, просто предъявите кассиру свой билет. Если возникнут проблемы, обратитесь к администратору вокзала или напомните кассиру о 80-й статье Устава железнодорожного транспорта РФ. Там написано, что пассажир имеет право на бесплатное пользование туалетами при наличии билета.


Таким образом, это — основные права пассажиров поезда. Необходимо знать их, чтобы понимать, где ваше право было нарушено и как его восстановить.


_____________________

Бухгалтерские и юридические услуги от Бизнес-АРИФМЕТИКА по доступным ценам