Во-первых, водитель обязан в случае получения травмы пассажиром остановиться и вызвать скорую помощь и сотрудников ГИБДД. Они обязательно зафиксируют обстоятельства инцидента и окажут необходимую помощь.
Если водитель продолжил движение, не оказав вам помощи, то следует самостоятельно обратиться в медучреждение (или вызвать скорую, если вы не в состоянии самостоятельно передвигаться). Медицинские работники зафиксируют характер повреждений и обстоятельства получения травмы. Кроме этого, вам следует запомнить или записать номер транспортного средства, номер маршрута следования, дату, время и место, где произошел инцидент, а также обстоятельства получения травмы (торможение, захлопывание дверей) и, по возможности, записать имена и телефоны свидетелей произошедшего. Сохраните билетик на оплату проезда, он станет документом, подтверждающим ваши пассажирские права.
Но бывает, что утром вы упали, а боль появилась только вечером. В этом случае надо рассказать врачу, где и как вы пострадали. После этого сообщить в Госавтоинспекцию и перевозчику.
Приобретая медицинские препараты и услуги по лечению, сохраняйте квитанции и чеки, чтобы вам впоследствии могли их компенсировать.
Далее вы можете попробовать разобраться с компанией-перевозчиком мирным путём. Можно написать претензию, в которой вам надо описать обстоятельства получения травмы, указать сумму ущерба, прикрепить копии свидетельских показаний, заключений скорой помощи и чеков на лекарственные средства. Всё это следует отнести в тот парк перевозчика, к которому относится транспортное средство – виновник вашей травмы. На копии претензии необходимо получить отметку о том, что её приняли. Помните о том, что оригиналы претензий и сопутствующих документов лучше оставить себе – во избежание утери.
Если перевозчик отказался добровольно возмещать убытки, то следующим вашим шагом может стать обращение в страховую компанию перевозчика. Кстати, выплаты могут достигать двух миллионов рублей. Полный перечень возможных компенсаций за полученные травмы есть в правительственном Постановлении № 1164 от 2012 года. Он в свободном доступе в интернете. Многие об этом не знают. Как и о том, что все пассажиры, включая безбилетников, застрахованы. Срок ответа страховой компании — 30 дней с момента подачи всех необходимых документов, по истечении этого срока и неполучении ответа или неудовлетворении им, остается единственный вариант — обращение в суд.
Если все инстанции пройдены, а результатов нет, то можно обратиться в суд. Согласно ст. 1079 Гражданского кодекса РФ, юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в том числе, с использованием транспортных средств, обязаны возместить вред, причинённый источником опасности, если не смогут доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Таким образом, ответчиком в суде будет непосредственно работодатель водителя, который был за рулём того самого злополучного транспортного средства.
Для участия в судебных разбирательствах вам необходимо будет собрать доказательную базу инцидента. Это означает, что не лишними окажутся показания свидетелей, документы из травмпункта (или медицинского учреждения, где были зафиксированы ваши повреждения), билет на проезд, а также претензия, в удовлетворении которой вам было отказано.
_____________________
Бухгалтерские и юридические услуги от Бизнес-АРИФМЕТИКА по доступным ценам