Многочисленные управляющие компании и ТСЖ, в конечном счете, представляют собой подобные магазинам коммерческие организации, преследующие одну основную цель – извлечение наибольшей прибыли при меньших затратах. Становится очевидным, что источником доходов данных организаций становятся обычные граждане – потребители жилищно-коммунальных услуг.
Споры по ЖКХ, не смотря на его особый, несколько административный характер, в большинстве своем относятся к сфере правового регулирования российского законодательства о защите прав потребителей, поскольку основным заказчиком коммунальных услуг являются обычные граждане, чьи права в силу незначительности их правового положения на рынке услуг часто серьезно нарушаются со стороны управляющих компаний, ТСЖ и энергоснабжающих организаций (водоканал, ТГК и другие).
Отдельная же группа споров с организациями, оказывающими услуги в сфере ЖКХ, — это причинение вреда имуществу, жизни и здоровью граждан вследствие их ненадлежащей работы. Например, это случаи падения снега или сосулек на машину, припаркованную рядом с домом. Данные иски не подпадают под действие Закона «О защите прав потребителей». Соответственно, по таким требованиям нельзя просить взыскания штрафов, а также освобождения от уплаты государственной пошлины и изменения подсудности.
В 2012 году Правительством Российской Федерации было введено в действие Постановление № 354, утвердившее новые Правила предоставления коммунальных услуг. Нововведением данного правового акта стало закрепление понятия «коммунальных услуг на общедомовые нужды». С этого момента плата за такие общедомовые нужды стала исправно начисляться гражданам.
Но что же понимают под такими нуждами?
Данные затраты, согласно приведенным Правилам, включают в себя необходимый для содержания дома объем горячей и холодной воды, тепла и электроэнергии.
На бумаге, эти расходы кажутся вполне законными и обоснованными, однако по факту часто эти услуги не оказываться гражданам, поскольку в большинстве домов, особенно деревянных, элементарно отсутствуют необходимые для этого коммуникации (внешние трубы водоснабжения) или средства освещения и отопления, однако плата за них постоянно включается в общую стоимость коммунальных услуг.
Решением данной проблемы является запрос в управляющей компании полной информации о том, где находятся мифические «краны общего водоснабжения» или световые лампы, потребляющие энергию подобно промышленным приборам освещения.
В случае несоответствие показателям реальной обстановке, Вы имеете право требовать проведению проверки работы управляющей компании со стороны специально уполномоченного на то органа – Жилищной инспекции архангельской области.
Кроме того, для российской системы коммунального хозяйства привычной является ежегодная проблема длительного перерыва в подаче горячей воды на период капитального ремонта сетей.
Однако согласно названным выше Правилам, продолжительность отключения горячего водоснабжения в связи с проведением ремонтных работ не должна превышать 14 дней в году. Этот срок распространяется на все виды работ, то есть капитальные, текущие, и иные профилактические работы. В чрезвычайных случаях горячая вода может отсутствовать, но не более 8 часов в месяц и не более 4 часов подряд.
Если со стороны вашей управляющей компании было такое нарушение Ваших прав, Вы имеете право требовать выплаты неустойки в размере 3 % от цены услуги по горячему водоснабжению за каждый день или час отсутствия горячей воды сверх нормативного срока.
Как же можно бороться с халатными работниками коммунального хозяйства?
Существует 3 основных метода:
1. предупредительный метод – направление жалобы в саму коммунальную организацию;
2. подача жалобы на ЖКХ в контрольно-надзорные службы;
3. направление иска в суд.
В Архангельской области за помощью можно обратиться в следующие учреждения:
— Прокуратура города Архангельска (163061, г. Архангельск, ул. Садовая, 11);
— Государственная жилищная инспекция Архангельской области (163072, г.Архангельск, ул. Комсомольская, д.38, корп.1, каб. 207) – занимается нарушениями жилищных прав любых категорий;
— Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благосостояния человека по Архангельской области (163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Гайдара, д. 24) – в случае нарушения прав жильцов, как потребителей (некачественное предоставление услуг, непредставление необходимой информации об УК, количестве и качестве предоставляемых ими услуг);
— МУП «Водоканал» (163002, г. Архангельск, ул. Касаткиной, 9);
— Департамент муниципального имущества Мэрии г. Архангельск (163000, пл.Ленина, 5);
— Управление ЖКХ и энергетики Архангельской области (г. Архангельск, пр. Троицкий, д.60);
— Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18);
— Муниципальное учреждение «Информационно-расчетный центр» (г. Архангельск, пер. Театральный, д.7).
Жалобы могут подаваться в индивидуальной и коллективной форме. Коллективные обращения имеют «больший вес», поскольку они указывают на широкое недовольство работой коммунальных служб со стороны населения, что может повлечь для них неблагоприятные последствия, вплоть до смещения и выбора собственниками жилья новой УК.
Жалобы составляются в письменной форме, в двух экземплярах. Один направляется в организацию ЖКХ, другой (с входящей отметкой) оставляется у заявителя.
В заявлении должно быть указано ФИО и адрес отправителя (поскольку чаще всего анонимные жалобы не рассматриваются), а также конкретное нарушение прав жильцов. Если подается коллективная жалоба, то она должна быть подписана всеми заинтересованными в рассмотрении вопросами лицами (собственники жилья).
Подать жалобу можно лично — из рук в руки или отправить по почте.
Жалобы в саму жилищную организацию на действия, бездействия ее работников, ненадлежащие качество услуг, выполнения работ должны быть рассмотрены в десятидневный срок.
Жалобы, направленные в государственные органы рассматриваются в течение 1 месяца, по ним проводится проверка, по результатам которой на организацию может быть наложено административное наказание или вынесено предписания выполнить определенные действия по устранению имеющихся нарушений.
Как показывает практика, положительные результаты принудительного воздействия контрольно-надзорных органов на коммунальные службы имеют временный характер. После снятия организации с контроля, нарушения прав жильцов продолжаются.
Наиболее действенной мерой защиты жилищно – коммунальных прав является обращение в суд. Кроме того только в данной форме может быть взыскано возмещение вреда.
Часто денежные требования со стороны жильцов к УК небольшие, однако они имеются почти у каждого из граждан, поэтому практичнее объединить Ваши требования и подать один общий иск (так Вы сможете существенно сэкономить на оплате услуг юристов).
Наиболее частыми исками к управляющим жилищно-коммунальным организациям являются:
— о наложении обязанности провести ремонт;
— о перерасчете безосновательно начисленной чрезмерной платы за коммунальные услуги (о чем предварительно должен быть составлен соответствующий акт)- оспаривание тарифов;
— обжалование незаконных действий и решений работников жилищно-коммунального хозяйства.
Судебные споры с ЖКХ очень длительные, они требуют изучения большого количества документов, правовых актов, постоянного контроля. Не всегда обычные граждане могут самостоятельно справиться с данными судебными разбирательствами, поэтому нелишним является получение профессиональной юридической помощи для грамотной подготовки документов и защиты позиции жильцов в суде.
Получить более полную информацию по порядку защиты прав от недобросовестных действий ТСЖ, управляющей компании, энергоснабжающей организации, Вы можете, записавшись на консультацию наших специалистов, позвонив по телефонам, указанным на сайте.
_____________________
Бухгалтерские и юридические услуги от Бизнес-АРИФМЕТИКА по доступным ценам