Интересно!

Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) в виде неустойки

Что такое неустойка?


Неустойка – это определенного рода штраф, который возникает при невыполнении одной из сторон какого-либо договорного обязательства.


Закон определяет различные размеры такой неустойки, при нарушении продавцом сроков, определенных соответствующими статьями закона.


1. Например, продавцом может быть нарушен срок передачи покупателю предварительно оплаченного товара. Тогда неустойка устанавливается статьей 23.1 закона и составляет 0,5% от размера предоплаты за каждый день просрочки. Однако закон так же ограничивает размер такой неустойки, декларируя, что она не может превышать 100% размера предоплаты.


2. Большой размер неустойки устанавливается статьей 28 закона, которая возлагается на продавца в том случае, если не соблюден срок выполнения работ или услуг и составляет 3 % от стоимости соответствующего договора и считается аналогично за каждый день допущенной просрочки. В данном случае также предусмотрено, что размер неустойки не должен быть больше стоимости самого договора.


3. Следующий возможный вариант неустойки, это ответственность, возникающая при нарушении сроков, предусмотренных для удовлетворения законных требований потребителя. Такие сроки устанавливаются статьями 20, 21 и 22 закона. Соответственно, статья 23 закона устанавливает размер неустойки 1% от стоимости товара за каждый день просрочки. При этом максимальный размер неустойки законом никак не регламентирован, следовательно, в некоторых случаях, размер неустойки может в несколько раз превышать стоимость самого товара. В таком случае, такая неустойка может быть уменьшена судом (в случае, если ответчик подал соответствующее заявление) на основании ст. 333 ГК РФ (ссылаясь на несоразмерность последствиям нарушения обязанностей).


Таким образом, делаем вывод, что неустойка варьируется от 0,5 % до 3 % в день.


Как правильно рассчитать неустойку?


1. С какого момента?

В качестве отправной точки возьмем дату предъявления соответствующего требования продавцу. Важно помнить, что эта дата должна быть подтверждена документально. Например, это может быть ваше письменное заявление, где магазин будет должен поставить отметку о принятии данной претензии. Всегда следите, что бы и у вас остались документы, подтверждающие момент поступления соответствующего заявления.


2. В какие сроки должны быть удовлетворены требования потребителя?

Теперь разберемся в течении какого времени Ваши требования должны быть исполнены. Как мы уже упоминали ранее, такие сроки зависят от сути требования

— если отремонтировать некачественный товар – не более 45 дней;

— если заменить его – не более 30 дней;

— если вернуть деньги – не более 10 дней;

— если предоставить подменный товар на время ремонта – не более 3 дней;

— если уменьшить цену за выполненную некачественно работу, компенсировать устранение недостатков– не более 10 дней.


Как истекут названные сроки, так и начинает начисляться неустойка.


3. Как определить начало исчисления неустойки?

А. Смотрим на дату, в которой Вы предъявили конкретное требование к магазину;

Б. Начинаем считать со следующего дня. 10 дней, если вернуть деньги, 45 дней, если отремонтировать и так далее (Не пропускаем праздничные и выходные дни, так как по закону расчет ведется в календарных днях);

В. Нужным нам днем будет следующий за последним днем удовлетворения вашего требования.


4. Последний день начисления.


В данном случае у нас есть два варианта:

1. день, когда Ваше требование всё-таки будет удовлетворено продавцом. Это может быть как добровольное удовлетворение, так и в судебном порядке.


2. если сроки Ваших требований нарушены и Вы решили поменять свое требование, то днем окончания неустойки будет день перед днем подачи новой претензии (к примеру, Вы сдали товар для проведения гарантийного ремонта, однако в 45-ти дневный срок продавец не уложился и вы решили заменить свое требование и просить возврата денег).


Такую позицию высказывает Верховный суд в своем Определении от 28.10.2014 N 47-КГ14-10 — За просрочку выполнения требования потребителя неустойка взыскивается до момента предъявления нового требования, заменяющего предыдущее, за просрочку выполнения которого также будет взыскиваться неустойка.


В том случае, если вопрос о неустойке будет решаться в судебном порядке, то последним днем для начисления неустойки станет не дата решения суда, а день фактического исполнения.


Особо обращаем внимание на этот момент. Так, ранее, суды взыскивали неустойку, которая начислялась по день вынесения решения. Если в дальнейшем решение не исполнялось, потребитель мог заново обратиться в суд с требованием неустойки, но уже исходя из ст. 395 ГК РФ, где размер неустойки значительно ниже. Однако, Верховный суд в Определении от 03.02.2015 N 5-КГ14-133 указал, что и после вынесения решения, неустойка должна рассчитываться исходя из соответствующей нормы закона о защите прав потребителя.


От какой цены считать неустойку?


Закон о защите прав потребителей устанавливает, что неустойка должна быть рассчитана исходя из той цены, которая существует в день удовлетворения Вашего требования. Таким образом, делаем вывод, что если Вы купили мобильный телефон за 2 000 рублей, а на момент предъявления требования он уже стоил 5 000 рублей, но для подсчета неустойки нужно брать не 2 000, а 5 000 рублей.


И наконец, как же получить причитающуюся Вам неустойку?

Начать можно с предъявления продавцу претензии, в которой вы просите выплатить неустойку за просрочку удовлетворения требований. Однако, продавцы крайне редко выплачивают неустойку добровольно, поэтому в такой ситуации скорее всего придется подавать заявление в суд.


_____________________

Бухгалтерские и юридические услуги от Бизнес-АРИФМЕТИКА по доступным ценам