Исходя из положений п.10 и п.11 ст.12 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Закон Об ОСАГО) со дня предоставления потерпевшим автомобиля, страховщик обязан в течение пяти рабочих дней осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) и ознакомить потерпевшего с их результатами.
Как показывает практика, страховщик сразу проводит экспертизу у эксперта (экспертной организации), с которым у него заключен договор. Как правило, размер страховой выплаты по ОСАГО, оцененный таким экспертом, ниже, чем реальная стоимость восстановительного ремонта автомобиля.
Если в результате такой оценки страховая компания занизила стоимость ремонта автомобиля, что не удовлетворяет потерпевшего, то необходимо обратиться к страховщику с требованием о проведении повторной экспертизы.
Закон Об ОСАГО предусматривает три основания для проведения повторной экспертизы:
- если осмотр и (или) независимая техническая экспертиза, независимая экспертиза (оценка) не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и определить размер убытков, подлежащих возмещению (абз.2 п.10 ст.12 Закона);
- в случае обнаружения противоречий между потерпевшим и страховщиком, касающихся характера и перечня видимых повреждений имущества и (или) обстоятельств причинения вреда (п.11 ст.12 Закона);
- страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страховой выплаты (п.13 ст.12 Закона).
Если потерпевший считает, что страховая компания занизила только размер страховой выплаты по ОСАГО, то основанием для обращения к страховщику с требованием о проведении повторной экспертизы будет являться п.13 ст.12 Закона Об ОСАГО.
Согласно п.13 ст.12 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" если после проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страховой выплаты, страховщик обязан организовать независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку), а потерпевший - представить поврежденное имущество или его остатки для проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки).
Данный пункт предусматривает обязанность страховщика организовать проведение независимой экспертизы в случае возникновения разногласий между страховщиком и потерпевшим относительно размера страховой выплаты, если, например, страховая компания занизила стоимость ремонта автомобиля по ОСАГО.
Учитывая изложенное, при возникновении оснований, предусмотренных п.13 ст.12 Закона Об ОСАГО, потерпевший вправе потребовать от страховщика проведения повторной независимой технической экспертизы либо независимой экспертизы (оценки) для установления действительной стоимости восстановительного ремонта автомобиля по ОСАГО.
Зачастую страховщики игнорируют требования потерпевшего о проведении повторной экспертизы, чтобы затруднить процесс доказывания, что они занизили страховую выплату. Что делать в данном случае, чтобы получить реальную страховую выплату по ОСАГО?
Абзацем 2 пункта 13 статьи 12 Закона об ОСАГО установлено, что если страховщик не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и (или) не организовал независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) поврежденного имущества или его остатков в установленный пунктом 11 настоящей статьи срок, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за технической экспертизой или экспертизой (оценкой).
В таком случае результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) принимаются страховщиком для определения размера страховой выплаты.
В этом случае потерпевший самостоятельно определяет эксперта (экспертную организацию), который будет проводить экспертизу. О проведении экспертизы необходимо уведомить страховщика.
Стоимость проведения такой экспертизы включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования (п.14 ст.12 Закона).
Перечисленные документы направляются страховщику с претензией, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение пяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления.
Направление претензии до предъявления к страховщику иска необходимо, поскольку абз.2 п.1 ст.16.1 Закона Об ОСАГО предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора (данное положение действует до 01.07.2015).
Из п.5.1 "Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (утв. Банком России 19.09.2014 №431-П) следует, что претензия должна содержать:
- наименование страховщика, которому она направляется;
- полное наименование, адрес места нахождения/фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства или почтовый адрес потерпевшего (или иного выгодоприобретателя), на который направляется ответ на претензию в случае несогласия страховщика с предъявляемыми требованиями;
- требования к страховщику с описанием обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии со ссылками на положения нормативных правовых актов Российской Федерации;
- банковские реквизиты потерпевшего (или иного выгодоприобретателя), на которые необходимо произвести страховую выплату в случае признания претензии страховщиком обоснованной, или указание на получение денежных средств в кассе страховщика;
- фамилию, имя, отчество (при наличии), должность (в случае направления претензии юридическим лицом) лица, подписавшего претензию, его подпись.
В случае отказа страховщика уплатить действительную стоимость восстановительного ремонта автомобиля по ОСАГО, который может выражаться в получении от него письменного уведомления об этом либо неисполнении обязанности в установленный срок, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием взыскать реальный размер страховой выплаты по ОСАГО.
_____________________
Бухгалтерские и юридические услуги от Бизнес-АРИФМЕТИКА по доступным ценам