Пунктом 1 статьи 28 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:
- назначить исполнителю новый срок;
- поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
- потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
- отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
Из данного пункта следует, что потребитель вправе отказаться от договора, в случае нарушения исполнителем срока выполнения работ (оказания услуг), а, следовательно, потребовать возврата уплаченной по договору денежной суммы. Право потребителя на отказ от исполнения договора не ставится в зависимость от того, по индивидуальному заказу была изготовлена мебель или нет.
Кроме того, как правило, договор бытового подряда заключается с целью изготовления вещи (выполнения работ) именно по индивидуальному заказу.
В силу п.4 ст.28 Закона при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).
Таким образом, исполнитель не вправе требовать от заказчика (потребителя) оплаты части выполненных исполнителем работ. Исключением из этого пункта является принятие заказчиком результата выполненной работы (установленной кухни), даже если кухня была принята после истечения срока на ее установку. В данном случае заказчик (потребитель) вправе требовать от исполнителя неустойку за нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) в соответствии с п.5 ст.28 Закона, которая составляет три процента от цены заказа. Однако сумма неустойки не может превышать стоимость заказа.
В соответствии с п.6 ст.28 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Это означает, что требования потребителя не могут быть удовлетворены в том случае, если он сам препятствовал выполнению работы, например, не предоставлял возможность работникам заказчика войти в квартиру для установки кухни.
Относительно обстоятельств непреодолимой силы, следует отметить следующее.
Согласно п.3 ст.401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Как видно из приведенной нормы, к обстоятельствам непреодолимой силы не относится нарушение обязательств контрагентами исполнителя. Следовательно, нарушение сроков исполнения заказа непосредственным изготовителем (фабрикой), с которым у исполнителя заключен договор на изготовление кухни, не является основанием для освобождения его от ответственности.
_____________________
Бухгалтерские и юридические услуги от Бизнес-АРИФМЕТИКА по доступным ценам