Интересно!

Установить гарантийный случай или нет?

 В соответствии с абз.2 п.5 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.


Данная норма возлагает на продавца обязанность провести проверку качества товара. Проверка качества товара заключается в осмотре внешнего вида, а также в проверке работоспособности (проверке эксплуатационных качеств). Поэтому продавец не может без этого установить гарантийный случай это или не гарантийный, то есть установить причину возникновения недостатка – произошел ли он по вине потребителя или по вине изготовителя.


Поскольку потребитель (покупатель) имеет право участвовать в проверке качества товара, то он может сообщить об этом продавцу, который обязан обеспечить присутствие потребителя во время проведения проверки.


Согласно абз.3 п.5 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Исходя из данного абзаца, когда после проведения проверки качества не удалось установить причину возникновения недостатка, то продавец обязан провести экспертизу. Если проверка качества товара проводится самим продавцом, то экспертиза проводится сторонней организацией. Экспертную организацию (эксперта) продавец и покупатель должны выбрать по соглашению сторон. Как правило, на практике продавец направляет покупателя в сервисный центр, осуществляющий гарантийное обслуживание товара. При наличии необходимости произвести оплату экспертизы, эта обязанность возлагается на продавца.

Как и в случае с проведением проверки качества, потребитель (покупатель) вправе присутствовать при проведении экспертизы.


Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара (абз.4 п.5 ст.18 Закона).


Когда продавцом не проводится ни проверка качества товара, ни экспертиза, покупатель вправе сам обратиться в сервисный центр или в экспертную организацию, чтобы установить гарантийный случай это или нет. В этом случае расходы на проведение экспертизы, понесенные потребителем, он вправе взыскать с продавца.


_____________________

Бухгалтерские и юридические услуги от Бизнес-АРИФМЕТИКА по доступным ценам